16 июля 2024 года в Доме Союзов по инициативе Комитета Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства прошло заседание круглого стола на тему: «Анализ организации деятельности кризисных центров для женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации. Выявление лучших региональных практик их функционирования в целях совершенствования действующего законодательства».

 

Участники круглого стола — депутаты Государственной Думы, сенаторы Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, научного, образовательного и экспертного сообщества, общественных объединений, проанализировали организацию деятельности кризисных центров для женщин и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

Было отмечено, что необходимость расширения сети кризисных центров в Российской Федерации и повышения доступности и качества всех необходимых гражданам видов помощи, которые будут способствовать преодолению трудных жизненных ситуаций, назрела давно и требует решения.

 

В настоящее время в Российской Федерации работает 16 бюджетных кризисных центров (и их подразделений) и 45 центров (и их подразделений), созданных некоммерческими организациями. При этом, набор предоставляемых услуг, видов помощи, условий пребывания в центах могут значительно отличаться. В связи с этим, необходима разработка и принятие единого федерального стандарта «Центр помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации» при участии федеральных и региональных органов власти, общественных объединений, представителей научного и экспертного сообщества, который позволит обобщить наиболее успешные региональные практики и распространить их на всей территории Российской Федерации.

 

Вместе с тем участники круглого стола отмечали, что часто для обращения в государственные кризисные центры необходимо наличие постоянной регистрации на территории данного субъекта. Тогда как женщина или ребенок, нуждающиеся в помощи, могут не иметь при себе документов, удостоверяющих личность. Также по мнению экспертного сообщества заслуживает внимания проблема дальнейшего трудоустройства подопечных кризисных центров, так как социальное неблагополучие женщин включает, в том числе, значительное снижение дохода, потерю работы, ухудшение здоровья.

 

Проблема семейно-бытового насилия находится на особом контроле Уполномоченного по правам человека в городе Москве. В вопросах насилия, совершаемого в домашних условиях, крайне важным является своевременное и ведомственное взаимодействие всех государственных структур, включая правоохранительные органы, региональные органы исполнительной власти, специализированные кризисные центры, органы опеки и других уполномоченных лиц в решении семейных конфликтов.

 

Татьяна Потяева подчеркнула, что анализ правоприменительной практики в данной сфере с учетом позиции ГУ МВД России по г. Москве показал необходимость в проработке вопроса об исключении наложения административного штрафа и обязательных работ за правонарушения, предусмотренные статьей 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Побои»), с оставлением наказания в виде административного ареста. А также, отметила, что аналогичные изменения целесообразно внести и в Уголовный кодекс Российской Федерации, установив ответственность за преступления, связанные с насилием в сфере семейно-бытовых отношений, только в виде ареста или лишения свободы. При этом крайне важным является комплекс профилактических мер, направленный как на предотвращение правонарушения, так и на исправление нарушителя. В ряде случаев своевременные профилактические меры могут оказывать больший положительный эффект, чем карательные статьи уголовного и административного законодательства.

 

Представители региональных некоммерческих общественных организаций в своих выступлениях обозначили несколько основных причин возникновения системных проблем в деятельности кризисных центров, в частности, таких как: нерегулярность и небольшой объем средств, выделяемых благотворителями на деятельность таких центров; проблемы кадрового обеспечения деятельности кризисных центров; отсутствие налаженных механизмов межведомственного взаимодействия для беспрепятственной маршрутизации подопечных кризисных центров; проблемы, связанные с обеспечением безопасности подопечных кризисных центров и сокрытием информации о месте их нахождения.

 

По итогам обсуждения заявленной темы участниками круглого стола в целях консолидации усилий органов публичной власти в сфере совершенствования законодательного регулирования деятельности кризисных центров и увеличения их числа будут направлены рекомендации Комитету Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и иными заинтересованными министерствами и ведомствами, а также органам государственной власти субъектов Российской Федерации.



119313 Москва, улица Гарибальди, дом 5, корпус 1

8(495)957-05-85, 8(916)346-43-91

© 2023 РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ "ФОРУМ ЖЕНЩИН МОСКВЫ"